На повестке дня: экодизайн

В настоящее время экодизайн попадает под все более пристальное внимание не только производителей товаров для повседневного обихода, но потребителей, ценящих качество, надежность и эргономичность. Экодизайн, как современный мировой бизнес тренд, условно делится на два направления – глобальный тренд и на малый тренд – «экодизайнерство». Для того, чтобы понять, что и как двигает каждым направлением, разберемся для начала с малым «под-трендом».

Малый бизнес тренд «экодизайнерство» приносит неоценимую пользу покупателям и продавцам. Его главная идея заключается в том, чтобы дать людям иллюзию природы. Особенно подобная иллюзия актуальна для крупных городов и мегаполисов, где жителям так не хватает спокойствия и умиротворенности. Поэтому, даже такие простые слоганы «мы дарим ощущение природы», «мы заботимся о природе» или «уголок природы в вашем доме», следует понимать, что это всего лишь ловкий рекламный ход – игра на модных тенденциях.

В настоящее время проблема чистоты окружающей среды и жизнедеятельности человека настолько серьезны и прочно вошли в нашу жизнь, что зачастую требует вмешательства ученых и принятия совместных решений о сохранении экологии. С этой целью создаются специальные государственные и негосударственные советы, фонды, ассоциации. Конечно, «экодизайнерство» не решает глобальных проблем загрязнения окружающей природной среды. К тому же, «экологичный» дизайн товаров достаточно дорогостоящая вещь и в большинстве случаев – наукоемкая.

В настоящее время невозможно возвести деревянный дом или сруб за городом и быть уверенным, что принес свою лепту для сохранения окружающей среды. Скорее, автор проекта «деревянный дом в прекрасном месте» нанес вред экологии. Конечно, такая «экологичность» - это всего лишь бизнес тренд, обман, и даже своего рода игра, которая не может улучшить экологическую ситуацию, ведь само строительство использует искусственные материалы, а их изготовление наносит вред природе.

И все же бизнес тренд «экодизайн» приносит в нашу жизнь некое разнообразие и дарит психологический эффект «чистой и комфортной жизни». Зная нехитрые способы психологического воздействия на потребителей, дизайнеры придумывают различные ходы, чтобы обеспечить наше нагруженное тело неким подобием расслабления. Так, например, в помещении магазина или офиса можно снизить уровень шума, правильно установить освещение, использовать деревянную мебель, озеленить помещения – и вы сразу же прослывете экологом! Поэтому, не стоит пренебрегать простыми и полезными способами сделать свое пространство более чистым и экологичным, тем более, что многие отрасли сейчас начинают использовать их для производства товаров или предоставления услуг.

С другой стороны, как мы можем оставаться «экологичными» по отношению к природе, если с каждым годом увеличивается объем выбросов в атмосферу, а для производства многих товаров используют вредные технологии?! У человечества есть огромный опыт по сохранению природы, но эти знания зачастую не используются и с каждым годом вода и воздух засоряются все больше и больше.

До эпохи промышленного капитализма ущерб, наносимый человеком природе, был незначительным. В то время передовая наука занималась поиском и разработкой полезных ископаемых и развитием технического прогресса. В наши дни примеры настоящего экодизайна (а не игр бизнесменов в бизнес тренд «экологичность») встречаются не так уж и часто. Эти примеры буквально можно пересчитать по пальцам и разрабатывается настоящий экодизайн в странах «золотого миллиарда». Эти страны давно решили свои насущные проблемы с образованием, медициной, культурой. Достаточно большие ресурсы они тратят на бескорыстную заботу о природе, животных, человеке…

Для полноты понимания данного вопроса, можно рассмотреть несколько примеров. Взять, например, проблему снижения физической активности. Особенно остро этот вопрос стоит у детей и подростков, которые часами просиживают за компьютерами, а в школу вынуждены носить тяжелые портфели. Мы так хотим, чтобы дети впитывали больше информации и меньше подвергались влиянию улицы, что готовы заполнить все их время занятиями и книгами. При этом, взрослые забывают, что неокрепшему позвоночнику тяжело носит ежедневно более 4 кг книг. Согласно статистике, вес рюкзака с учебника для детей до 12 лет может варьироваться от 4 до 6 кг (с учетом книг, тетрадей, учебных пособий и канцелярии). Это не самым лучшим образом сказывается на детском организме – от такой тяжести могут возникнуть проблемы с мышцами спины, развиться сколиоз или искривление позвоночника и другие проблемы.

В настоящее время многие производители детских рюкзаков и портфелей предлагают разнообразные модели с ортопедическими спинками. Но такие модели все равно приходится носить школьникам на спине. Совсем другое дело – рюкзак Smart Bag, который можно использовать в качестве самоката. Отличный бизнес тренд! Школьный рюкзак изготовлен из современных экологически чистых материалов. Он имеет следующий экодизайн: многофункциональные отделения, эргономичный внешний вид, оборудован удобной ручкой, алюминиевыми колесами для езды и удобными ремнями. Школьный рюкзак-самокат Smart Bag вмещает несколько учебников, пенал, бутылку с водой. Отличный вариант для детей!

Еще один пример продуманного экодизайна – сады на крыше!

Вы думаете только в сказках можно иметь сады на крыше? Ошибаетесь! Дизайн студия Caliper разработала специальный бизнес тренд проект по озеленению крыши, который включает растительное покрытие, которое расстилается подобно газону. Согласитесь, это отличный вариант для мегаполиса, битком забитого транспортом! Данный проект уже получил реализацию на крыше пентхауса West Village в Нью-Йорке. Такой экодизайн для крыши – это еще отличная психологическая реабилитация для горожан.

Накрышные сады представляет собой растительное покрытие, которое расстилается подобно газону. Это сад имеет замечательный экодизайн, совмещающий в себе газон, небольшие аллейки и скульптуры. Такой бизнес тренд обязательно понравится горожанам!

Экодизайн посуды.

Современный потребитель достаточно требователен к посуде. Многие из нас хотят иметь одноразовую посуду, которую можно не мыть. В то же время таких людей не устраивает материал, из которого сделаны одноразовые вилки и тарелки. С другой стороны, многие хотят элегантную посуду из экологически чистых материалов. Но сложно представить ее, сделанную из глины и дерева – скорее она будет прочной.

И все же, находятся производители, которые делают шаги в этом направлении. Так, например, американская компания VerTerra разработала линейку одноразовой посуды из опавших листьев! Можете себе представить, чтобы чашка, из которой вы будете пить молок сделана из листьев дерева?!

А для этого была задействована специальная технология. С помощью воды, пара и тепла обычные листья превращаются в удивительную посуду. Вот, что может стать бизнес трендом! Для производства такой экологически чистой посуды не используются ни красители, ни пластик, ни воск, ни какие-либо другие химические вещества. Что еще очень важно, эту посуду можно использовать в микроволновой печи для подогрева пищи, ставить в холодильник и даже использовать для запекания блюд в духовках. Такая посуда – это отличный экодизайн, отличная разработка, ведь предметы не наносят вреда окружающей среде, ее удобно использовать, ведь посуду не нужно мыть! Стоимость посуды из опавших листьев довольно разумная – 1 доллар стоит одна тарелками. Купить такую посуду можно упаковкой – по 10 или 12 штук.

Бизнес тренд: одежда из искусственных материалов

Девизом многих вегетарианских кафе и столовых является лозунг – «Я никого не ем!». Появился он в России во время начала увлечения вегетарианством. Со временем течение вегетарианства переродилось в направление веганство, при котором более тщательно нужно продумывать буквально каждый свой шаг и каждое свое действие.

Так, например, чтобы не прослыть «живодером», люди отказываются от обуви и одежды из натурального меха и кожи. В этом им помогают некоторые дизайнеры, такие как Лиз Кацман, которая выпустила коллекцию экологичной обуви для женщин. Эта обувь имеет отличный экодизайн, к тому же модели изготовлены из современных экологически чистых материалов, а не из натуральной кожи или меха. Ну что же, в такой обуви нужно идти только вперед! 


Возврат к списку